Строительство завода TOTAL VOSTOK: 549 дней без несчастных случаев.
Журнал Russian Business Guide. Март 2020.
АО «ПСО-13» – генеральный подрядчик с 57-летней историей. Компания строит сложные промышленные объекты: крупные логистические комплексы, заводы и фабрики. Один из них – завод по производству, хранению и отгрузке смазочных материалов total vostok – недавно был построен в индустриальном парке «Ворсино» в Калужской области. Об особенностях безопасного строительства, при котором не пострадал ни один рабочий, мы сегодня беседуем с Евгением Труханом, руководителем проектов компании «ПСО-13».
– Евгений, расскажите подробнее о строительстве: почему его доверили именно ПСО-13? Какой была ваша роль в этом проекте?
– Почему строительство доверили нам, лучше всего знает заказчик. Я могу только сказать, что ПСО-13 победило в честном тендере, длившемся почти год. За это время мы 7 раз встречались со специалистами TOTAL. Рассказывали о своём опыте, компетенциях, построенных объектах. Обсуждали концепцию завода, проектные и конструктивные решения, детально прорабатывали смету. Победу присудили ПСО-13. По итогам тендера мы подписали с компанией TOTAL ЕРС-контракт.
Руководство TOTAL VOSTOK и АО "ПСО-13"
EPC – это аббревиатура из трёх слов: Engineering, Procurement, Construction. В мире такие контракты широко используются для реализации подобных проектов, хотя в России этот формат ещё редкость. В соответствии с соглашением мы выполняли весь комплекс работ под ключ: экспертизу, проектирование, поставку материалов и оборудования, строительство, монтаж, пусконаладочные работы и запуск в эксплуатацию. Заказчик оставил за собой только поставку технологического оборудования – здесь опыт TOTAL таков, что мало кто в мире может сделать это лучше него.
Самым сложным этапом была адаптация автоматизированной технологии производства, разработанной компанией ABB, под нормативные требования Российской Федерации. Признаюсь, это был очень непростой процесс, но мы смогли достичь успешного результата.
Линия по производству и розливу смазочных материалов
Готовая продукция перед отправкой на склад
В таких проектах основная задача руководителя – добиться, чтобы строители, проектировщики, поставщики и подрядчики работали как единый слаженный механизм; контролировать своевременное выполнение поставленных задач и, конечно же, мотивировать команду. Огромную работу сделали проектировщики: количество корректировок проекта оказалось столь значительным, что экспертизу проектной документации пришлось проходить заново.
– Есть ли особенности в работе с крупными международными компаниями? На чём они акцентируют внимание генподрядчика? Чем отличаются от российских заказчиков?
– Заказчик с самого начала поставил условие: строительство должно соответствовать самым строгим требованиям техники безопасности.
Стройка должна быть safety for me, safety for you and safety for all. Безукоризненное соблюдение этих трёх правил на стройплощадке было непреложным законом.
Удивило, что сотрудники TOTAL часто приезжали на площадку на совещания по технике безопасности: российские заказчики в таких вопросах чаще целиком полагаются на генподрядчика. И когда за 500 дней на стройке не произошло ни одного несчастного случая, компания TOTAL организовала праздничный фуршет. На него пригласили не только инженерно-технических специалистов, но и строительных рабочих. Особо отличившихся сотрудников отметили наградами.
Объединенная проектная команда компаний TOTAL VOSTOK и ПСО-13
TOTAL очень ответственно подходит к исполнению собственных обязательств. Необходимая информация предоставлялась без задержек. Если ситуация требовала реагирования, оно всегда было профессиональным и оперативным. Часто к работе подключались сотрудники из парижского офиса и французские технологи. Понравилась честность в отношениях: если заказчик в чём-то сомневался, то говорил об этом открыто. Тогда уже нам приходилось, основываясь на своём опыте, подсказывать, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Тендером были определены очень чёткие требования к условиям выполнения работ: какая краска должна использоваться для металлических конструкций, какая освещённость должна быть в помещениях, какие должны быть в них влажность и температура. Всего таких требований было более 70. Все они были нами учтены и выполнены.
Особо отмечу организацию контроля работ заказчиком. Еженедельно проводились совещания – на площадке по ходу строительства и в офисе TOTAL по проектным вопросам. На объекте постоянно находились 4 сотрудника корпорации-партнёра, включая заместителя руководителя проекта. Эта команда не просто фиксировала соблюдение формальных требований, а была нацелена на общий результат и делала всё возможное для ускорения строительства.
– С какими трудностями вы столкнулись при проектировании и возведении завода?
– Первое – это слабые грунты. Техника местами просто вязла. Мы сделали большую работу по выборке глиняных пластов и замещению их песком. Под всей площадью благоустройства выполнили стабилизацию грунтов. При этом увеличивать сроки строительства из-за дополнительных работ было нельзя: они были жёстко обусловлены датами получения и монтажа технологического оборудования. Но, несмотря на кратное увеличение объёмов работ, мы справились и подготовили объект к монтажу вовремя.
Второе – тяжело было подобрать соединительные трубопроводы для обвязки технологического оборудования, часть которого имеет дюймовые, а часть – метрические присоединения.
Третье – завершение работ выпало на самые холодные месяцы: январь и февраль. Масло при отрицательных температурах густеет, поэтому перед запуском производства пришлось дополнительно промывать системы и заполнять технологические ёмкости.
Четвёртое – сложная автоматизированная система управления технологическими процессами. Только различных кабелей для неё мы смонтировали более 30 км, а количество разнообразных датчиков исчисляется сотнями.
Резервуарный парк для хранения сырья
– Если бы вы начинали этот проект сейчас, что бы вы с коллегами поменяли или реализовали по-другому?
– Пожалуй, ещё больше уделили бы внимания проектированию технологии. Мы не сразу поняли, что увязка метрической и дюймовой систем окажется столь сложной и что на поиск редких для России труб уйдёт так много сил и времени.
– Осталась ли довольна компания TOTAL работой с ПСО-13?
Святослав Пулинец, советник генерального директора ПСО-13: «Наше сотрудничество было эффективным. Команда Евгения сработала на отлично: компания TOTAL получила ожидаемый результат с точки зрения бюджета и качества, а ПСО-13 приобрело ценный опыт.
К моменту начала проекта мы уже построили для автопрома несколько заводов и складов автокомпонентов, так что назвать нас новичками было сложно. Но реализация проекта TOTAL VOSTOK «усилила» нас дополнительными технологическими компетенциями и обогатила опытом взаимодействия большой международной команды. После успешного сотрудничества с TOTAL мы уже получили несколько предложений от российских и зарубежных нефтехимических концернов принять участие в их проектах.
Ещё раз благодарим нашего заказчика и всех участников за проделанную работу!»
Прочесть все публикации журнала можно здесь.